Афоризмы от Ханна Арендт

Арендт, Ханна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ханна Арендт
Hannah Arendt
Stamp Hannah Arendt-2.jpg
Почтовая марка ФРГ, посвящённая Х. Арендт, 1988, 170 пфеннигов (Скотт 1489)
Дата рождения:

14 октября 1906(1906-10-14)

Место рождения:

Линден, Германская империя

Дата смерти:

4 декабря 1975(1975-12-04) (69 лет)

Место смерти:

Нью-Йорк, США

Страна:

Flag of Germany.svg Германия
Flag of the United States.svg США

Школа/традиция:

Феноменология

Направление:

Западная Философия

Период:

Философия XX века

Основные интересы:

Политика, Метафизика, Эпистемология, Философия Греции, Технология, Онтология, Эпоха модерна, Философия истории

Оказавшие влияние:

Досократики, Платон, Аристотель, Кант, Гегель, Кьеркегор, Ницше, Маркс, Хайдеггер, Рассел, Ясперс, Вальтер Беньямин

Испытавшие влияние:

Юрген Хабермас, Вальтер Беньямин, Морис Мерло-Понти, Джорджо Агамбен, Сейла Бенхабиб

Ха́нна А́рендт (англ. Hannah Arendt; 14 октября 1906, Линден, Ганновер, Германская империя — 4 декабря 1975, Нью-Йорк, США) — немецко-американский философ еврейского происхождения, политический теоретик и историк, основоположница теории тоталитаризма.

Биография

Родилась в секулярной еврейской семье выходцев из Восточной Пруссии инженера Пауля Арендта и его жены Марты Кон в Линдене (Ганновер, Германия), выросла в Кёнигсберге.

Получила образование в Марбургском, Фрайбургском и Гейдельбергском университетах, училась у Мартина Хайдеггера и Карла Ясперса.

В 1933 г. после прихода к власти нацистов бежала во Францию. В мае 1941 года была интернирована в концентрационный лагерь Гюрс, откуда ей удалось спастись. В том же году бежала из оккупированной Франции в Лиссабон, а затем в Нью-Йорк.

Преподавала во многих университетах США.

Была замужем за Гюнтером Андерсом (1902—1992), они поженились в Берлине в 1929 году и развелись в 1937 году. Второй раз замужем за Генрихом Блюхером (Heinrich Blücher.).

В 2012 году о ней снят художественный фильм «Ханна Арендт» (режиссёр — Маргарет фон Тротта, в заглавной роли — Барбара Зукова).

Идеи

Наследие Арендт включает в себя более 450 работ, разнообразных по проблематике, но объединенных идеей осмысления современности («думать над тем, что мы делаем»).

По выражению Арендт, на Земле живут «люди, а не Человек», и сущностной характеристикой человека, отличающей его от животного, является его стремление «показать в делах и словах, кем он является в своей уникальности». Она считала, что центральной характеристикой любого общества является баланс между публичностью и приватностью, а нарушение гармоничного соотношения между этими сферами деформирует нормальное течение человеческой жизни. В тоталитарных обществах дисбаланс в пользу публичности предельно расширяет границы вмешательства государства в жизнь человека, до минимума сводя возможности проявления человеком себя в приватной сфере.

Арендт уделяла особое внимание понятию свободы, указывая, что свобода в сфере политики выступает как «сопротивление» в контексте воздействия и как «особое личное мнение» — в контексте несогласия. Потенциал свободы инспирирует «начинание нового», реализующееся в особом срезе человеческой жизнедеятельности — «активности». В отличие от «труда», обеспечивающего воспроизводство биологических процессов человеческого организма и не требующего для своего осуществления Другого, и «производства», воспроизводящего неорганическое тело цивилизации и реализующего связь между людьми лишь в контексте, заданном технологической программой, «активность» направлена на других людей. Именно осуществляя её, человек выступает не как «рабочее животное» или «человек производящий», а как творческий субъект «начинания нового».

В новейшее время, по мнению Арендт, главная опасность для мировой цивилизации грозит не извне — от природных катаклизмов или «внешнего варварства», а изнутри, так как XX век показал, что мировая цивилизация может порождать варварство из себя самой. Одним из явлений, давших непосредственный толчок зарождению тоталитарных движений, Арендт считает появление в XX веке феномена «массы». «Падение охранительных стен между классами,— писала Арендт,— превратило сонные большинства, стоящие за всеми партиями, в одну громадную, неорганизованную, бесструктурную массу озлобленных индивидов… Они не нуждались в опровержении аргументации противников и последовательно предпочитали методы, которые кончались смертью, а не обращением в новую веру, сулили террор, а не переубеждение». Тоталитаризм создается сочетанием репрессий и внутреннего самопринуждения людей, «тирании логичности» тоталитарной идеологии. Этой «тирании логичности» человек передоверяет производство своих мыслей, что является предательством его внутренней свободы.

Под впечатлением суда в Израиле над Адольфом Эйхманом Арендт говорила о «банальности зла» бюрократа, бездумно выполняющего свои административные функции, связанные с массовым убийством. Этот образ перевернул общепринятые представления о нацизме, включая собственные ранние размышления Арендт о «радикальном зле».

В работе «О насилии» (1969) Арендт выступила против традиционного понимания власти как способности достичь поставленной цели, противопоставив власть и насилие и концептуально разграничив такие понятия, как «мощь», «сила» и «авторитет»: «Суть всякого правления составляет власть, а отнюдь не насилие. Насилие по самой своей природе есть не более чем орудие; как всякое средство, оно неизменно нуждается в наличии некой направляющей цели, служащей к тому же его оправданием. А то, что само по себе нуждается в оправдании или обосновании, не может являться сущностью чего бы то ни было». Власть же соответствует человеческой способности действовать сообща и прямо связана со сферой политического. Для определения политики Арендт обращается к Аристотелю (в хайдеггеровской интерпретации), различая два понятия: делание (poiesis, направленное на изготовление вещей) и деятельность (praxis, политическое действие, не имеющее внешней цели). Праксис и составляет суть политики. Политическое — это область особого рода деятельности, общения, в некотором смысле наиболее достойная деятельность человека; в политике люди проявляют себя как свободные существа. Именно из совместных политических действий, основанных на согласовании, возникает власть.

При этом отсутствие общественного признания власти приводит к тому, что сама власть начинает зависеть от насилия: «Там, где насилие перестает получать поддержку со стороны власти и не сдерживается властью, происходит хорошо известная смена мест в отношении цели и средств. Средства разрушения теперь начинают определять цель, вследствие чего целью оказывается разрушение всяческой власти… Террор — это… форма правления, устанавливаемая тогда, когда насилие, разрушив всяческую власть, сохраняет за собой полный контроль».

Отношение к еврейскому народу

В доме родителей Арендт, как она вспоминала, не употребляли слова «еврей», но мать требовала от Ханны не допускать в себе униженной покорности. В случае антисемитского заявления учителя Ханна, согласно четкой инструкции матери, должна была встать и покинуть класс, предоставив матери право написать официальное письмо. Однако на антисемитские замечания одноклассников она должна была отвечать сама.

Арендт считала, что причины современного антисемитизма заключаются «в определенных аспектах еврейской истории и некоторых специфических функциях, которые выполняли евреи в последние века». Факт еврейского происхождения, выдвигаемый как таковой, все более теряя опору на религиозное, национальное и социально-экономическое основание, неизбежно становился серьезнейшим источником риска для евреев. Она писала: «Объяснение посредством ссылки на козла отпущения по-прежнему является одной из основных попыток уклониться от понимания серьезности антисемитизма и значения того обстоятельства, что евреи оказались втянутыми в эпицентр событий».

Арендт критиковала сионизм, указывая, что «своей интерпретацией роли Эрец-Исраэль в будущей жизни еврейского народа сионисты отделяли себя от судьбы евреев во всем мире. Их доктрина о неизбежном упадке еврейской жизни в галуте, диаспоре по всему миру, способствовала тому, что в сознании ишува, населения в Палестине, развивалось все более отстраненное отношение к жизни остального еврейства». Сионистскую политику по отношению к арабам она не одобряла и высмеивала. Она заявляла, что она любит отдельных людей, а не народы и прочие группы.

Основные труды

  • Истоки тоталитаризма (The Origins of Totalitarianism, 1951).
  • Ситуация человека (The Human Condition, 1958).
  • О революции (On Revolution, 1963; русский перевод).
  • Банальность зла: Эйхман в Иерусалиме (Eichmann in Jerusalem: A Report on the Banality of Evil, 1963).

Литература о Ханне Арендт

Список составлен в хронологическом порядке.

Книги
  • Мишкинене Ю. Б. Арендт и Хайдеггер: попытка сравнительного анализа фундаментальной онтологии человека и онтологии политики / МГУ им. М. В. Ломоносова. Филос. фак. — М., 1990.
  • Сморгунова В. Ю. Гносеологические проблемы политической философии: Гносеологический потенциал полититики: Ханна Арендт об истине и политике / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. — СПб.: Образование, 1997.
  • Хевеши М. А. Толпа, массы, политика: Историко-философский очерк. — М., 2001.
  • Хейфец М. Р. Ханна Арендт судит XX век. — М.; Иерусалим: ДААТ/Знание, 2003.
  • Ямпольский М. Б. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка : [лекция]. — М.: Изд-во Ипполитова, 2004.
  • Нелли Мотрошилова - Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт: бытие – время – любовь. — М.; Из-во: Академический Проект, Гаудеамус. 2013
  • Paul Robert Bartrop, Steven L. Jacobs. Fifty Key Thinkers on the Holocaust and Genocide. — Taylor & Francis, 2010. — P. 14-19. — 317 p. — ISBN 0415775507, ISBN 9780415775502.
  • Anders G. Die Kirschenschlacht: Dialoge mit Hannah Arendt und ein akademisches Nachwort. München: Verlag C.H. Beck, 2011
Статьи
  • Косич И. В. Ханна Арендт. Философия и политика // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. — 1991. — № 6. — С. 79-92.
  • Мушинский В. Ханна Арендт и её главная книга // Свободная мысль. — 1992. — № 8. — С. 72-81.
  • Лившиц М. С. Научный семинар по книге Х. Арендт «Истоки тоталитаризма» // Социологический журнал = Journal of sociology. — 1995. — № 4. — С. 224—231.
  • Шудра О. В. Ханна Арендт: суждение об ответственности // Московский журнал международного права = Moscow journal of international law. — 1995. — № 3. — С. 125—138.
  • Шудра О. В. Ханна Арендт о «радикальном зле» // Известия вузов. Правоведение. — СПб., 1995. — № 6. — С. 95-102.
  • Лоолер Д. Этика, политика и суждения вкуса: Арендт против Канта // Вестник Московского университета. Сер. 7, Философия. — 1997. — № 2. — С. 16-33.
  • Трубина Е. Г. Идентичность в мире множественности: прозрения Ханны Адрендт // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — C. 116—130.
  • Магун А. В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Вопросы философии. — 1998. — № 11. — C. 102—115. (см. также Магун А. В. Понятие суждения в философии Ханны Арендт // Знание и традиция в истории мировой философии: Сборник статей. — М., 2001. — С. 345—366.)
  • Давыдов Ю. Н. Ханна Арендт и проблема тоталитаризма // Новое и старое в теоретической социологии. — М., 1999. — Кн. 1. — С. 144—160.
  • Золотов А. А. Культура и власть в философии Х. Арендт // Культура и власть. — Тверь, 1999. — С. 61-66.
  • Файн Р. Фетишизм политики: критический анализ работ Ханны Арендт // Рубеж. — Сыктывкар, 1999. — № 13/14. — С. 36-64.
  • Эткинд А. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт // Знамя. — 2000. — № 12. — С. 161—181.
  • Илон А. Возвращение Ханны Арендт // Интеллектуальный форум. — 2001. — № 4. — С. 35-57.
  • Лапицкий М. И. Размышления о времени и труде: (К выходу в свет книги Ханны Арендт) // Полития. — 2001. — № 3. — C. 167—176.
  • Синченко Г. Ч. «Равно как и наоборот», или Ханна Арендт в русскоязычном пространстве публичности // Вестник Омского университета. — 2001. — Вып. 4. — С. 44-48.
  • Ямпольский М. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка//НЛО, 2004, №67
  • Шестаг Т.Непреодоленный язык: теория поэзии Ханны Арендт//НЛО, 2004, №67
  • Гуторов В. А. Ханна Арендт и греческая политическая мысль (тезисы доклада) // В поисках политики (Материалы «круглого стола», посвященного 100-летию со дня рождения Ханны Арендт) // Полис (Политические исследования). 2007, № 3, С. 137—139.
  • Пертель О. О. Политика как сфера свободного действия в концепте Ханны Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2007. — № 3. — С. 89-91 . — ISSN 0868-4871
  • Пертель О. О. Что остается? Остается родной язык : [беседа с нем. философом Х. Арендт] / Х. Арендт; пер., авт. примеч. О. О. Пертель // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2009. — № 4. — С. 47-59 . — ISSN 0868-4871 ББК 66.1(0)
  • Пертель О. О. Понятие власти Ханны Арендт и его критики // SCHOLA. 2009 (недоступная ссылка с 05-09-2013 (582 дня))
  • Пертель О. О. Введение в политическую концепцию Ханны Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2009. — № 4. — С. 60-64. — Библиогр.: с.64 (19 назв.) . — ISSN 0868-4871 ББК 66.1(0)
  • Пертель О. О. Новый республиканизм. Об актуальности политической теории Х. Арендт // Вестник Московского университета. Сер. 12. Политические науки : науч. журн. — 2010. — № 1. — С. 122—124. — Библиогр.: с. 124 (5 назв.) . — ISSN 0868-4871 ББК 66.2