Афоризмы от Понтий Пилат

Понтий Пилат

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Понтий Пилат
лат. Pontius Pilatus
What-is-truth02.jpg
Николай Ге «Христос и Пилат» («Что есть истина?»), 1890 год
Префект Иудеи
26-36 гг.
Предшественник: Валерий Грат
Преемник: Марцелл
 
Гражданство: Древний Рим
Рождение: неизвестно
Смерть: неизвестно
?
Супруга: Клавдия Прокула

По́нтий Пила́т (лат. Pontius Pilatus) — римский префект Иудеи c 26 по 36 годы н. э., римский всадник (эквит). Тацит называет его прокуратором Иудеи, Иосиф Флавий — правителем (игемоном) и наместником, однако найденная в 1961 году в Кесарии надпись, датируемая периодом правления Пилата, показывает, что он, как и другие римские правители Иудеи с 6 по 41 годы, был в должности префекта.

Понтий Пилат построил водопровод в Иерусалиме. Однако в целом его правление ознаменовалось массовым насилием и казнями. Налоговый и политический гнёт, провокационные действия Понтия Пилата, оскорблявшие религиозные верования и обычаи иудеев, вызывали массовые народные выступления, беспощадно подавлявшиеся римлянами. Современник Пилата философ Филон Александрийский характеризует его как жестокого и продажного самодура, виновного в многочисленных казнях, совершённых без всякого суда. Иудейский царь Агриппа I в письме императору Калигуле также перечисляет многочисленные преступления Пилата: «подкуп, насилия, разбойничество, дурное обращение, оскорбления, непрерывные казни без вынесения судебного приговора и его бесконечная и невыносимая жестокость».

Понтий Пилат в христианской традиции

Согласно Новому Завету, Понтий Пилат во время суда трижды отказывался предать смерти Иисуса Христа, в которой был заинтересован синедрион во главе с первосвященником Каиафой.

«

… Но они кричали: Распни его! Распни! Он в третий раз сказал им: Какое же зло сделал Он? я ничего достойного смерти не нашёл в Нём; итак, наказав Его, отпущу. Но они продолжали с великим криком требовать чтобы он был распят; и превозмог крик их и первосвященников. И Пилат решил быть по прошению их и отпустил им посаженного за возмущения и убийства в темницу, которого они просили, а Иисуса предал в их волю.

(Лк. 23:21)
»
Ecce Homo (Се, Человек!). На картине Антонио Чизери Понтий Пилат показывает подвергшегося бичеванию Иисуса жителям Иерусалима, в правом углу изображена скорбящая жена Пилата.

По евангельскому рассказу, Пилат при этом «взял воды и умыл руки перед народом», использовав, таким образом, старинный иудейский обычай, символизировавший невиновность в пролитии крови (отсюда выражение «умыть руки»). После жалобы самаритян на кровавую расправу, учинённую Понтием Пилатом, в 36 году римский легат в Сирии Вителлий (отец будущего императора Вителлия) отстранил его от должности и отправил в Рим. Дальнейшая судьба Пилата неизвестна.

Относительно последующей жизни Пилата и его самоубийства существует множество легенд, историческая достоверность которых сомнительна. Согласно Евсевию Кесарийскому (IV век), он был сослан во Вьен в Галлии, где различные несчастья в конце концов вынудили его к самоубийству. По другой апокрифической легенде, его тело после самоубийства было брошено в Тибр, но это вызвало такое возмущение воды, что тело было извлечено, отвезено во Вьен и утоплено в Роне, где наблюдались те же самые явления, так что в конце концов его пришлось утопить в озере названном по его имени на высоте 1548 метров под Люцерном. На этом месте сегодня верховое болото. В Швейцарии эта легенда широко известна, что даже главная гора Люцерна названа горой Пилата "Pilatusberg". По другим сообщениям, он был казнён Нероном. Во Вьене находится пирамидальная колонна цирка (ипподрома), которую долгое время выдавали за «гробницу Пилата».

Имя Понтия Пилата — одно из трех (кроме имен Иисуса и Марии), упоминающееся в христианском Символе веры: «И во единого Господа Иисуса Христа, …распятого за нас при Понтии Пилате, страдавшего и погребённого». По распространённому богословскому толкованию, слова «при Понтии Пилате» — указание на конкретную дату, на то, что земная жизнь Христа стала фактом человеческой истории.

Христос перед Пилатом, Михай Мункачи, 1881 год

Апокрифы о Понтии Пилате

Первоначальная враждебность христианства к Понтию Пилату постепенно исчезает, и «раскаявшийся» и «обратившийся к христианству» Пилат становится героем ряда новозаветных апокрифов, а Эфиопская православная церковь даже канонизировала жену Пилата Прокулу (имя известно из ряда списков Евангелия от Никодима), которую стали отождествлять с христианкой-римлянкой Клавдией, упоминаемой у апостола Павла (2Тим. 4:21) — в результате возникло двойное имя — Клавдия Прокула. Эфиопская церковь почитает Пилата в лике святых и совершает его память вместе с его женой 25 июня.

Суд Пилата

Суд Пилата — описанный в Евангелиях суд над Иисусом Христом, которому Пилат, следуя требованиям народной толпы, вынес смертный приговор. Во время суда, согласно Евангелиям, Иисуса Христа подвергли истязаниям (бичеванию, возложению тернового венца) — поэтому суд Пилата входит в число Страстей Христовых.

Исторические свидетельства

Плита из Кесарии

Помимо Нового Завета, Понтий Пилат упоминается в сочинениях Иосифа Флавия, Филона Александрийского и Тацита. В 1961 году в средиземноморском порту Кесарии, который был когда-то резиденцией римского наместника в Иудее, два итальянских археолога обнаружили известняковую плиту размером 82 х 100 х 20 см с латинской надписью, расшифрованной археологом Антонио Фрова как:

…]S TIBERIÉUM
PON]TIUS PILATUS
..PRAEF]ECTUS IUDA[EA]E
..́.

что, возможно, является фрагментом надписи: «Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиберия кесарийцам». Эта плита стала первой археологической находкой, подтвердившей существование Пилата.

Иосиф Флавий также упоминает имя Пилата в так называемом Testimonium Flavianum (см. Историчность Иисуса Христа).

В целом, число исторических свидетельств о Понтии Пилате существенно уступает числу апокрифических текстов, связанных с его именем — начиная с «Донесений Пилата Тиберию», упоминания о которых встречаются уже у авторов II—III веков, и заканчивая подделками XX века — такими, например, как «Свидетельство грека Гермидия» (якобы служившего официальным биографом правителя Иудеи и записавшего подробности суда над Иисусом).

Пилат в искусстве и культуре

Образ Пилата нашёл отражение в культуре нового времени: в художественной литературе (например, «Мастер и Маргарита» Михаила Булгакова, «Прокуратор Иудеи» Анатоля Франса, «Евангелие от Пилата» Эрик-Эмманюэля Шмитта, «Кредо Пилата» Карела Чапека, «Смирительная рубашка» Джека Лондона, «Плаха» Чингиза Айтматова), «Воспоминания Понтия Пилата» Анны Берне, музыке (например, рок-опера «Иисус Христос — суперзвезда» Эндрю Ллойда Уэббера, песня группы «Ария» «Кровь за кровь») и многих других; в изобразительном искусстве (например, «Христос перед Пилатом» (1634) Рембрандта, «Что есть истина?» (1890) Николая Ге, а также целый ряд полотен, посвящённых сюжету Ecce Homo («Се, человек»), в том числе работы кисти Иеронима Босха, Караваджо, Корреджо, Тинторетто, Михая Мункачи и многих других.

В кинематографе образ Понтия Пилата был представлен в десятках фильмов следующими актерами:

  • Зигмунд Любин («Игра страсти» «Passion Play» (Финляндия, 1898)
  • Сэмюэл Морган («From the Manger to the Cross» (США, 1912)
  • Амлето Новелли («Христос», «Christus» (Италия, 1916)
  • Вернер Краус («Иисус Назаретянин, Царь Иудейский» (I.N.R.I.), Германия, 1923)
  • Виктор Варкони («Царь царей», «The King of Kings» (Австрия, 1927)
  • Жан Габен («Голгофа», Франция, 1935)
  • Бэзил Рэтбоун («Последние дни Помпей», США, 1935)
  • Жозе Бавьера («Иисус из Назарета» «Jesus of Nazareth» (1942); «Мария Магдалина» «María Magdalena, pecadora de Magdala» (1946); «Дева Мария» «Reina de reinas: La Virgen María» (1948); «El mártir del Calvario» (1952) Мексика.
  • Лоуэлл Гилмор (Жизнь Христа «The Living Christ Series» (США, 1951)
  • Ричард Бун ( "Плащаница" ( США, 1953)
  • Бэзил Сидней («Саломея» «Salome» (США, 1953)
  • Жерар Тиши («Поцелуй Иуды» aka «El beso de Judas», Испания, 1954)
  • Фрэнк Тринг («Бен-Гур», США, 1959)
  • Хурт Хетфилд («Царь царей», 1961)
  • Жан Маре («Понтий Пилат», Италия — Франция, 1961)
  • Алессандро Клеричи («Евангелие от Матфея», 1964)
  • Ян Кречмар («Пилат и другие», ФРГ, 1972)
  • Барри Деннен («Иисус Христос — суперзвезда», 1973)
  • Род Стайгер («Иисус из Назарета», 1977)
  • Харви Кейтель («Дело Назаретянина», 1986)
  • Дэвид Боуи («Последнее искушение Христа», 1988)
  • Збигнев Запасевич («Мастер и Маргарита», Польша, 1989)
  • Михаил Ульянов («Мастер и Маргарита», Россия, 1994)
  • Гэри Олдмен («Иисус», 1999).
  • Фред Йохансон («Иисус Христос — суперзвезда», 2000)
  • Христо Шопов («Страсти Христовы», 2004); "Расследование", 2006.
  • Кирилл Лавров («Мастер и Маргарита», Россия, 2005)
  • Скотт Смит («Пилат», 2008)
  • Хью Бонневилль («Бен-Гур», 2010)

Мнения окружающих

— Как чист был жест Пилата.

Станислав Ежи Лец


— Понтий Пилат мыл руки не только перед едой.

Эмиль Кроткий