Афоризмы от Каин

Каин

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Каин (др.-евр. קין‎)
Пол: Мужской
Толкование имени: «Создавать»
Занятие: Земледелие, Градостроительство
Отец: 1) Адам, или 2) Самаэль, или 3) лукавый (дьявол)
Мать: Ева
Супруг(а): жена — Аван
Дети: Енох
Связанные персонажи: Адам, Ева, Авель
Commons-logo.svg Категория на Викискладе
Каин и Авель, картина Дж. Тиссо

Ка́ин (др.-евр. קין‎, от корня ק.נ.ה кана́, имеющего также значение «создавать», араб. قابيل‎‎ Кабил, др.-греч. Κάιν, лат. Cain), в западно-семитской мифологии и Библии 1) старший сын Адама и Евы (Быт. 4), или 2) сын ангела Самаэля и Евы, или 3) сын лукавого (дьявола) и Евы, первый рождённый на Земле человек (Быт. 4:1-2). Каин является отцом Еноха и родоначальником его линии.

Имя Каин стало нарицательным для злобного, завистливого человека, способного на подлости (необязательно на убийство) по отношению к самым близким людям. Восточнославянская народная этимология проводит параллель с именем Каина и глаголом др.-рус. окаяти в значении «проклясть», от которого произошло современное слово «окаянный».

История братьев

Каин и Авель. Тициан, 1570/76 г.
Убийство Авеля Каином. Мозаика, Собор Монреале

Авель был скотоводом, а его брат Каин — земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведённого обоими братьями (это первые жертвоприношения, о которых упоминается в Библии). Авель принёс в жертву первородных голов своего стада, а Каин — плоды земли.

« И был Авель пастырь овец, а Каин был земледелец. Спустя несколько времени, Каин принес от плодов земли дар Господу, и Авель также принес от первородных стада своего и от тука их.
Быт. 4:2-4
»

Бог благосклонно принял только жертву Авеля:

« И призрел Господь на Авеля и на дар его, а на Каина и на дар его не призрел. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его.
Быт. 4:4-5
»

По преданию[источник?], на жертвоприношение Авеля сошёл ниспосланный Господом огонь и оно, горя, взлетело к небу; а с дарами Каина этого не произошло.

После этого Каин убил Авеля:

« И когда они были в поле, восстал Каин на Авеля, брата своего, и убил его.
Быт. 4:8
»

В данном моменте Библии впервые поднимается тема моральной ответственности за свои поступки, а также в первый раз, ещё до совершения Каином преступления, только после проявления им чувства зависти, произносится слово «грех»:

« Если делаешь доброе, то не поднимаешь ли лица? а если не делаешь доброго, то у дверей грех лежит; он влечёт тебя к себе, но ты господствуй над ним
Быт. 4:7
»

Также можно заметить, что Каин попытался скрыть перед Богом факт содеянного:

« И сказал Господь Каину: где Авель, брат твой? Он сказал: не знаю; разве я сторож брату моему?
Быт. 4:9
»

Мотив предпочтения, отдаваемого Богом младшему брату, встречается и в других местах Библии, — в историях Исава и Иакова, Иосифа и его одиннадцати старших братьев, Давида и его старших братьев. Авель является первым в этом ряду.

Толкования истории Каина и Авеля

Каин и Авель. Бронзовый монумент. Р.Бегас, 1895 год, Немецкий исторический музей

В православной традиции сексуальные отношения между Адамом и Евой в Раю были возможны, просто их пребывание там было, видимо, не столь долгим, чтобы у них успело появиться потомство. Они были изгнаны из Эдема раньше, чем у них появились первые дети. Иудейские богословы, напротив, опираясь на предание, считают, что Каин мог родиться ещё в Эдеме. С точки зрения А. П. Лопухина, это противоречит тексту Библии и переводу имени Каин, исполненного скорее надеждой на возвращение в Эдем, нежели присутствием в нём.

В христианстве

Преподобный Ефрем Сирин, живший в IV веке, в толковании Книги Бытия рассуждает о поступке Каина, замечая, что целью жертвоприношения должна была явиться демонстрация Творцу благодарности со стороны приносящего. По мнению Сирина, жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута:

« У Каина были волы и тельцы; не было у него недостатка в зверях и птицах, чтобы принести их в жертву, но он не принес их в тот день, когда надлежало принести начатки земных плодов. И ужели был у него недостаток в класах, чтобы принести в жертву класы добрые, или в плодах древесных, чтобы избрать из них лучшие? Но он не сделал сего, хотя было то удобно; не позаботился о класах добрых, или о плодах лучших. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения »

В иудаизме

Еврейский мудрец и философ Йосеф Альбо, живший в Испании в XIV веке трактовал причину убийства как месть за жизнь животного, принесённого в жертву Авелем. Согласно его трактовке, мотивация Каина происходила от уравнивания ценности жизни животного и человека, и мести за жизнь животного в качестве следующего логического шага.

В Аггаде образ Каина как братоубийцы трактуется шире — как неблагодарность за оказанное добро: согласно аггадическому рассказу, Авель был гораздо сильнее брата, и победил того в борьбе, однако, тронутый просьбой Каина о милости, отпустил его. После чего и был коварно убит.

В исламе

Сура Аль-Маида 5:27-31 (перевод Э. Кулиева)

Прочти им истинный рассказ о двух сыновьях Адама. Вот они оба принесли жертву, и она была принята от одного из них и была не принята от другого. Он сказал: "Я непременно убью тебя". Он ответил: "Воистину, Аллах принимает только от богобоязненных. Ayah.svg Если ты протянешь ко мне руку, чтобы убить меня, я все равно не протяну руки, чтобы убить тебя. Воистину, я боюсь Аллаха, Господа миров. Ayah.svg Я хочу, чтобы ты вернулся с моим грехом и твоим грехом и оказался среди обитателей Огня. Таково воздаяние беззаконникам". Ayah.svg Душа подтолкнула его на убийство своего брата, и он убил его и оказался одним из потерпевших убыток. Ayah.svg Аллах послал ворона, который стал разгребать землю, чтобы показать ему, как спрятать труп его брата. Он сказал: "Горе мне! Неужели я не могу поступить, как этот ворон, и спрятать труп моего брата?" Так он оказался одним из сожалеющих.

Каби́ль и Хаби́ль (араб. قابيل وهابيل‎‎ — Каин и Авель) — сыновья Адама, соответствующие библейским Каину и Авелю. Кабиль убил своего младшего брата Хабиля из-за того, что Аллах, обязав обоих принести жертву, принял только жертву Хабиля. Чувство зависти заставило Кабиля убить своего брата и стать первым в истории человечества убийцей. История убийства Хабиля приводится в Коране, но имена братьев в нём не указаны.

Другие толкования

Кругосвет отмечает, что в библейском рассказе нашёл своё отражение конфликт между двумя укладами жизни, скотоводческим и земледельческим.

Лео Таксиль в своей книге «Забавная Библия» отметил, что в качестве наказания Каину было предписано «изгнание и вечное скитание по земле», однако, оно входит в противоречие с последующей биографией Каина, так как он основал город и обосновался на одном месте.

Изгнание Каина

После убийства Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан в землю Нод (Быт. 4:11-14).

« И сказал ему Господь: за то всякому, кто убьет Каина, отмстится всемеро. И сделал Господь Каину знамение, чтобы никто, встретившись с ним, не убил его.
Быт. 4:15
»

«Сделал Господь Каину знамение» — начертал одну из букв Своего Имени на его лбу. Другое объяснение: "всякий встретивший меня убьёт меня" (относится) к скоту и зверям, ведь ещё не было людей, которых бы он опасался, но только его отец и мать, и он не боялся, что они убьют его. Сказал: "До сих пор страх предо мною был на всех зверях, как сказано: "И страх пред вами (будет на всяком животном земном и на всякой птице небесной)". Теперь же из-за этого злодеяния звери не будут бояться меня и убьют меня". Тотчас "и поставил Господь Каину знак", возвратил зверям страх пред ним.

В современном языке выражение «Каинова печать» имеет смысл «печать преступления».

Семья и потомство Каина

Из библейских текстов имя жены Каина неизвестно, говорится только, что

« пошёл Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою …
(Быт. 4:16-17)
»

Вместе с тем, в постбиблейской традиции существует ряд сведений о предполагаемой жене Каина, к примеру, согласно Сефер ха-Йовелим (др.-евр. ספר היובלים‎ — «Книга Юбилеев»), появившейся предположительно в I в. до н. э. (гл. 4:9), Каин взял в жёны свою сестру Аван:

« И в третью седмину во второй юбилей родила она Каина, и в четвертую родила Авеля, и в пятую родила дочь свою Аван. ... И Каин взял себе свою сестру Аван в жены, и она родила ему Еноха в конце четвертого юбилея. »

Согласно Библии, в земле Нод (Быт. 4:16) у Каина родился сын Енох (Ханох), а у того в свою очередь Ирад. От Ирада родился Мехиаэль, за ним Мафусал (Метушаэль), а от Мафусала — Ламех (Быт. 4:18). У Ламеха было 2 жены. Первая — Ада, от которой родились Иавал и Иувал. Вторая — Цилла, от которой родились сын Тубал-Каин и дочь Ноема.

Образ Каина в кино

  • Ной / Noah (2014; США) режиссёр Даррен Аронофски, в роли Каина Йоуханнес Хёйкьюр Йоуханнессон;
  • Сверхъестественное / Supernatural (2005 - наст. время; США), в роли Каина Тимоти Омандсон.

Мнения окружающих

— Живи я при начале мира, я бы сперва послушал, что соседи говорят об убийстве Авеля, прежде чем громко осудить Каина.

Марк Твен


— Люди когда-нибудь станут братьями и снова начнут с Каина и Авеля.

Станислав Ежи Лец


— Как изобретатель убийства и отец искусств, Каин, по всей вероятности, был человеком с поистине гениальными дарованиями.

Томас Де Квинси