Афоризмы от Ив Монтан

Ив Монтан

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Ив Монтан
Yves Montand
Yves Montand Cannes.jpg
Основная информация
Имя при рождении

Ivo Livi

Дата рождения

13 октября 1921({{padleft:1921|4|0}}-{{padleft:10|2|0}}-{{padleft:13|2|0}})

Место рождения

Монсуммано-Терме, Тоскана

Дата смерти

9 ноября 1991({{padleft:1991|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:9|2|0}}) (70 лет)

Место смерти

Санлис, Франция

Годы активности

1945—1991

Страна

ФранцияFlag of France.svg Франция

Профессии

певец, актёр

Жанры

шансон

Сотрудничество

Эдит Пиаф, Франсис Лемарк

Commons-logo.svg Аудио, фото, видео на Викискладе

Ив Монта́н (фр. Yves Montand [iv mɔ̃ˈtɑ̃], настоящее имя Иво Ливи (итал. Ivo Livi), 13 октября 1921 — 9 ноября 1991) — французский певец-шансонье и актёр.

Биография

Ранние годы

Иво Ливи родился 13 октября 1921 года в итальянском городке Монсуммано-Терме (область Тоскана). Он был младшим из трёх детей Джузеппины и Джованни Ливи. Вскоре после этого семья переехала во Францию: изначально планировалось эмигрировать в США, но возникли проблемы с получением виз, и Ливи в итоге обосновались в Марселе. В 1929 они получили французское гражданство. В юности будущий певец работал сначала в парикмахерской сестры, затем рабочим в доке. Свою артистическую карьеру он начал как певец в кинотеатрах, клубах и мюзик-холлах. В качестве творческого псевдонима он выбрал сочетание «Ив Монтан» (Ив — французская форма имени Иво). Как он объяснял сам, история этого псевдонима связана с тем, что когда он был ребёнком, мать звала его домой, смешивая итальянские и французские слова: «Ivo, monta! (Иво, поднимайся!)».

Впервые он вышел на сцену под этим псевдонимом в семнадцать лет. В 1944 году во время выступления Монтана в Париже его замечает Эдит Пиаф. На некоторое время Монтан, который был младше Пиаф на 6 лет, становится любовником великой певицы, а она — наставницей молодого исполнителя. Также она занимается его репертуаром и просит своих соавторов написать ему несколько песен. Они вместе выступают на эстраде до 1946 года, когда Пиаф порывает с Монтаном.

Эстрада

В конце 1940-х годов Монтан знакомится с музыкантами, которые станут его верными друзьями и соавторами: пианистом Бобом Кастелла, гитаристом Анри Кролла и поэтом-исполнителем Франсисом Лемарком. Кролла знакомит Монтана с поэтом Жаком Превером. Стихи Превера станут основой репертуара Монтана на много лет и прославят его на весь мир (Les Feuilles mortes, Barbara).

В молодости Монтан культивировал образ «поющего пролетария»: частые герои его песен — дальнобойщик, солдат, сезонный рабочий, боксёр.

Ив Монтан известен как исполнитель, целиком раскрывавший свой многогранный талант на сцене — будь то мюзик-холл или площадка телевидения. Огромным успехом пользовались его one-man show на Бродвее. Последняя серия его концертов прошла в 1981 году в престижном парижском зале «Олимпия».

Ив Монтан стал первым в мире певцом, телевизионное выступление которого транслировалось через спутник. Это произошло 10 июля 1962 года, во время первой пробной трансляции со спутника Telstar. Во время этой трансляции, организованной американцами, французы без предупреждения передали на спутник свой сигнал (едва не спровоцировав дипломатический скандал) и американские телезрители вдруг увидели на своих экранах Ива Монтана.

Кинокарьера

В 1946 году Монтан сыграл главную мужскую роль в фильме «Врата ночи» Марселя Карне по сценарию Жака Превера. Тем не менее, его игра не вызвала доверия публики. Образ, созданный в триллере «Плата за страх», был более убедительным. В 1960—1970-е годы возмужавший Монтан по-настоящему раскрывается как актёр (фильмы Коста-Гавраса и Клода Соте). Вместе с тем он уделяет заметно меньше внимания песне.

Звезда международного масштаба, Монтан также снимался в кино в Европе и Америке: в частности, в фильме «Займёмся любовью», где его партнёршей была Мэрилин Монро.

Личная жизнь

В августе 1949 году в Сен-Поль-де-Ванс Монтан повстречал Симону Синьоре и влюбился в неё. Вскоре Симона оставила своего первого мужа Ива Аллегре и в декабре 1951 года вышла замуж за Монтана. Свадьбу играли в знаменитом отеле Золотая голубка, расположенном в коммуне Сен-Поль-де-Ванс на Лазурном берегу. Вместе супруги неоднократно выступали как партнёры по сцене и съёмочной площадке. Пара Монтан — Синьоре была очень популярна и не сходила с обложек журналов.

В 1985 году Синьоре умерла. В 1986 году, во время съёмок фильма «Жан де Флоретт», Монтан завёл роман со своей секретаршей Кароль Амьель (фр. Carole Amiel), нанятой несколькими годами ранее для планировавшегося турне. Амьель стала матерью его единственного ребёнка, в 1988 году у них родился сын Валентин. Сначала Монтан яростно отрицал своё отцовство, но, видя негативную реакцию французской прессы, изменил позицию и превратился в «любящего пожилого отца».

Известны также романы Монтана с Эдит Пиаф и Мэрилин Монро. Последний, случившийся на съёмках в Голливуде и в то время, как Монтан был женат на Синьоре, вызвал большой скандал в прессе. Монтан отказался давать какие-либо комментарии, когда Монро неожиданно скончалась в 1962 году.

Обстоятельства смерти

Могила Симоны Синьоре и Ива Монтана на парижском кладбище Пер-Лашез

Ив Монтан умер 9 ноября 1991 года во время съёмок фильма «IP5». Режиссёр и съёмочная группа заставили его сделать несколько дублей сцены захода в ледяное озеро и купания в нём при плохой погоде, не позаботившись о тёплой одежде и согревании артиста между дублями. Результатом стало воспаление лёгких.

В своём интервью режиссёр Жан-Жак Бенекс так описал произошедшее: «[Он] умер на съёмочной площадке фильма „IP5: Остров толстокожих“… В самый последний съёмочный день, после своего самого последнего кадра. Это была самая последняя ночь, и мы занимались пересъёмками дублей. Он закончил то, что делал, а затем просто умер. А фильм повествует о старике, который умирает от сердечного приступа, — о том же самом, что произошло!»

Ив Монтан похоронен на парижском кладбище Пер-Лашез рядом со своей супругой Симоной Синьоре.

Его останки были эксгумированы в ноябре 1997 года для экспертизы ДНК, так как некая Аврора Дроссар утверждала, что является внебрачной дочерью актёра. В результате анализа её претензии не подтвердились.

Политические убеждения

Будучи выходцем из рабочей семьи, в молодости Монтан придерживался левых взглядов, что импонировало советским властям и способствовало его популярности в СССР. В 1950 г. Монтан подписывает инициированное французской компартией Стокгольмское воззвание о запрещении ядерного оружия, участвует в других акциях с позиций, близких коммунистическим.

Во время политического кризиса в Венгрии в 1956 году Монтан, вопреки протестам многих коллег, принимает решение ехать с ранее намеченными гастролями в СССР. Французская общественность подвергла его резкой критике, но в СССР актёру оказали радушный приём.

Ив Монтан пользовался в Советском Союзе огромной популярностью. Ему посвящена песня «Когда поёт далёкий друг» («Задумчивый голос Монтана звучит на короткой волне…»), написанная Борисом Мокроусовым на стихи Якова Хелемского и исполнявшаяся Марком Бернесом.

В 1963 году Монтан с Симоной Синьоре во второй раз посещают Москву, участвуя в Московском международном кинофестивале. Однако неприятие сталинизма, подвергшегося критике после речи Хрущёва, и дальнейшая внешняя политика Советского Союза стали причиной разрыва с СССР.

В 1960-х Монтан начинает творческое сотрудничество с режиссёром Коста-Гаврасом. В 1970 году Монтан вместе с Синьоре снялся в фильме «Признание» о событиях 1948 и 1968 года в Чехословакии, — этот фильм беспощадно разоблачал авторитарную диктатуру, называвшую себя социалистической.

В 1980-е годы Монтан кардинально изменил былым убеждениям и выступал с позиций либерализма. Тем не менее, за всю свою жизнь он не состоял ни в одной партии.

Дискография

  • 1953 — Récital au théâtre de l'Etoile
  • 1955 — Chansons populaires de France
  • 1958 — Dix chansons pour l'été
  • 1958 — Récital Etoile 1958
  • 1960 — Dansez avec Yves Montand
  • 1962 — Montand chante Prévert
  • 1962 — Récital Etoile 1962
  • 1964 — Le Paris de ... Montand — Sony Music Entertainment (France) S.A.
  • 1967 — Montand 7
  • 1974 — Montand de Mons Temps
  • 1980 — Montand d'hier et d'aujourd'hui
  • 1981 — Olympia 1981
  • 1993 — Les années Odéon 1945-1958 (9CD) — бокс-сет с ранними записями, сделанными на лейбле Odéon.

Фильмография

  • 1946 — Звезда без света / Étoile sans lumière
  • 1946 — Врата ночи / Les Portes de la nuit Марселя Карне
  • 1947 — Идол / L'Idole
  • 1950 — Потерянные сувениры / Souvenirs perdus
  • 1951 — Красная таверна / L’Auberge rouge Клода Отан-Лара
  • 1952 — Париж всегда поёт! / Paris chante toujours !
  • 1953 — Плата за страх / Le Salaire de la peur Анри-Жоржа Клузо
  • 1954 — Наши времена / Tempi nostri
  • 1955 — Герои устали / Les héros sont fatigués Ива Чампи
  • 1955 — Наполеон / Napoléon Саши Гитри — маршал Лефевр
  • 1955 — Ночная Маргарита / Marguerite de la nuit Марселя Карне
  • 1956 — Люди и волки / Uomini e lupi
  • 1956 — Одно утро как другие / Un matin comme les autres
  • 1957 — Роза ветров / Die Windrose
  • 1957 — Салемские Колдуньи / Les Sorcières de Salem Реймона Руло
  • 1957 — Широкий голубой путь / La grande strada azzurra
  • 1958 — Первое мая / Premier mai
  • 1959 — Закон / La Loi
  • 1959 — Джанго Рейнхарт / Django Reinhardt
  • 1960 — Займёмся любовью / Le Milliardaire (Let’s Make Love) Джорджа Кьюкора
  • 1961 — Прибежище / Sanctuaire
  • 1961 — Любите ли вы Брамса? / Aimez-vous Brahms ? (Goodbye Again) Анатоля Литвака
  • 1962 — Моя гейша / Ma Geisha Джека Кардиффа
  • 1965 — Убийцы в спальных вагонах / Compartiment tueurs Коста-Гавраса
  • 1966 — Война окончена / La guerre est finie Алена Рене
  • 1966 — Горит ли Париж? / Paris brûle-t-il ? Рене Клемана
  • 1966 — Большой приз Джона Франкенхеймера
  • 1967 — Жить, чтобы жить / Vivre pour vivre Клода Лелуша
  • 1968 — Однажды вечером в поезде / Un soir, un train Андре Дельво
  • 1969 — Мистер Фридом / M. Liberté (1969)
  • 1969 — Дзета / Z Коста-Гавраса
  • 1969 — Дьявола за хвост / Le Diable par la queue (1969) de Philippe de Broca
  • 1970 — Признание / L’Aveu Коста-Гавраса
  • 1970 — В ясный день увидишь вечность / On a Clear Day You Can See Forever Винсенте Миннелли
  • 1970 — Красный круг / Le Cercle rouge (1970) Жан-Пьера Мельвиля
  • 1971 — Мания величия / La Folie des grandeurs
  • 1972 — Всё в порядке / Tout va bien Жан-Люка Годара
  • 1972 — Сезар и Розали / César et Rosalie Клода Соте
  • 1973 — Сын / Le Fils (1973)
  • 1973 — Осадное положение / État de siège Коста-Гавраса
  • 1974 — Одиночество певца / La Solitude du chanteur de fond Криса Маркера
  • 1974 — Случайность и насилие / Le Hasard et la violence Филиппа Лабро
  • 1974 — Венсан, Франсуа, Поль и другие / Vincent, François, Paul… et les autres Клода Соте
  • 1975 — Специальный отдел / Section spéciale Коста-Гавраса
  • 1975 — Дикарь / Le Sauvage de Jean-Paul Rappeneau
  • 1976 — Пистолет «Питон 357» / Police Python 357
  • 1977 — Суперплут / Le Grand escogriffe
  • 1977 — Угроза / La Menace Алена Курно
  • 1978 — Дорога на юг / Les Routes du sud
  • 1979 — Свет женщины / Clair de femme Коста-Гавраса
  • 1979 — И… как Икар / I… comme Icare Анри Вернёя
  • 1981 — Выбор оружия / Le Choix des armes Алена Карно
  • 1982 — Весь — огонь, весь — пламя / Tout feu, tout flamme
  • 1983 — Официант / Garçon ! Клода Соте
  • 1986 — Жан де Флоретт / Jean de Florette Клода Берри
  • 1986 — Манон с источника / Manon des sources (продолжение «Жана де Флоретт») Клода Берри
  • 1988 — Три билета на 26-ое / Trois places pour le 26 Жака Деми
  • 1991 — Возвращение Нечаева / Netchaïev est de retour
  • 1992 — ИП 5: остров толстокожих / IP5 : L'île aux pachydermes Жан-Жака Бенекса

Мнения окружающих

— Если Мэрилин влюбилась в моего мужа, значит, у нее хороший вкус. Потому что я тоже люблю его. (о романе Мэрилин с Ивом Монтаном)

Симона Синьоре


— Если у мужчины красивые руки, по-настоящему красивые, он не может быть уродливым внутри. Руки не лгут, как лица.

Эдит Пиаф