Афоризмы от Фаина Раневская

Раневская, Фаина Георгиевна

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Фаина Раневская
Faina Ranevskaya.jpg
Раневская в 1950-х годах
Имя при рождении:

Фанни Гиршевна Фельдман

Дата рождения:

15 (27) августа 1896

Место рождения:

Таганрог, Область Войска Донского, Российская империя

Дата смерти:

19 июля 1984({{padleft:1984|4|0}}-{{padleft:7|2|0}}-{{padleft:19|2|0}}) (87 лет)

Место смерти:

Москва, РСФСР, СССР

Гражданство:

Flag of Russia.svg Российская империя
Flag of the Soviet Union.svg СССР

Профессия:

актриса

Карьера:

1920—1983

Награды:
Орден Ленина  — 1976 Орден Трудового Красного Знамени  — 1950 Орден Трудового Красного Знамени  — 1967 Орден «Знак Почёта»  — 1947
Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
30 years of victory rib.png
Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.»
Медаль «Ветеран труда»
Медаль «В память 800-летия Москвы»
Народный артист СССР— 1961 Народный артист РСФСР— 1947 Заслуженный артист РСФСР — 1937 Сталинская премия — 1949 Сталинская премия — 1951 Сталинская премия — 1951
IMDb:

ID 0709993

Commons-logo.svg Фаина Раневская на Викискладе

Фаи́на Гео́ргиевна (Григо́рьевна) Ране́вская (урождённая Фанни Ги́ршевна Фе́льдман; 15 (27) августа 1896, Таганрог — 19 июля 1984, Москва) — советская актриса театра и кино. Современными журналистами именуется «одной из величайших русских актрис XX века» и «королевой второго плана». В современном общественном сознании Раневскую чаще всего связывают со множеством её собственных афоризмов, большинство из которых стали «крылатыми».

Один из биографов Фаины Георгиевны Матвей Гейзер писал: «Самое парадоксальное в актерской судьбе Раневской — то, что она сыграла в театре и кино десятки таких ролей, о которых писатель-юморист Эмиль Кроткий заметил: „Имя её не сходило с афиши, где она неизменно фигурировала в числе „и др.““». Невзирая на небольшие, порой эпизодические, образы, зрители и режиссёры заприметили актрису уже после первой кинороли — госпожи Луазо в немой драме Михаила Ромма «Пышка» (1934). В кино она играла не так часто, как в театре, говоря, что «деньги съедены, а позор остался». Тем не менее, на киноэкране Раневская перевоплощалась в немалое количество персонажей — она была, помимо прочих, вспыльчивой дамой Лялей в комедии «Подкидыш» (1939), экономкой Маргаритой Львовной в музыкальной комедии «Весна» (1947) и злой мачехой в классической сказке «Золушка» (1947). Примечательным низким голосом Раневской говорит «домомучительница» Фрекен Бок в мультфильме «Карлсон вернулся» (1970).

Почти четверть века Фаина Георгиевна играла в театре имени Моссовета, на сцене которого исполнила свои самые прославленные театральные роли: миссис Сэвидж («Странная миссис Сэвидж») и Люси Купер («Дальше — тишина»).

Итогом 60-летней актёрской карьеры Раневской стали несколько десятков ролей на сцене и около 30 — в кино. За свою деятельность актриса удостоена звания народной артистки СССР (1961) и трёх Сталинских премий (1949, 1951 — дважды). Фаина Георгиевна скончалась 19 июля 1984 года в Кунцевской больнице Москвы после перенесённых инфаркта и пневмонии.

В родном для Раневской Таганроге различными способами увековечена память актрисы: её именем названа одна из улиц, установлен памятник, а на доме, где она родилась, висит мемориальная доска. В 1992 году английская энциклопедия «Кто есть кто» включила Фаину Георгиевну в список десяти самых выдающихся актрис XX века.

Биография

Гирш Хаимович Фельдман
Милка Рафаиловна Заговайлова
Фаина (слева) с гувернанткой, сестрой Беллой и братом Яковом.
Таганрог, 1900 год.
« Если бы я, уступая просьбам, стала писать о себе, это была бы жалобная книга «Судьба — шлюха».
Фаина Раневская
»

Фаина Раневская (урожденная Фельдман) родилась 15 (27) августа 1896 года в Таганроге в состоятельной еврейской семье. Родители — уроженец местечка Смиловичи Игуменского уезда Минской губернии Гирш Хаимович Фельдман (1863—?) и уроженка Лепеля Витебской губернии Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957) — поженились 26 декабря 1889 года. Помимо Фаины в семье было три сына (Яков, Рудольф и Лазарь) и дочь Белла. К моменту рождения Фаины её отец, почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии, был владельцем фабрики сухих и масляных красок, нескольких домов, магазина строительных материалов и парохода «Святой Николай». В 1898 году семья переселилась в заново выстроенный отцом дом по улице Николаевской 12, до того принадлежавший купцу Михаилу Николаевичу Камбурову.

Дом семьи Фельдманов
в Таганроге
на ул. Николаевской.

Обучалась в таганрогской Мариинской женской гимназии, так и не окончив её. В то же время Фаина получила обычное для девочки из обеспеченной семьи домашнее воспитание, обучалась музыке, пению, иностранным языкам, любила читать. Увлекалась театром с 14 лет, посещала занятия в частной театральной студии А. Ягелло (А. Н. Говберга).

В 1915 году уехала в Москву. Раневская жила в маленькой комнатке на Большой Никитской. Именно в эти годы она познакомилась с Мариной Цветаевой, Осипом Мандельштамом, Владимиром Маяковским, произошла её первая встреча с В. И. Качаловым. Из воспоминаний самой Раневской, она была влюблена в Качалова и восхищалась его игрой.

Родители и брат Раневской в послереволюционные годы покинули Россию и поселились в Праге.

Однажды осенью молоденькая Фая Фельдман подписала на актёрской бирже контракт на работу в керченской труппе мадам Лавровской. Актриса приглашалась «на роли героинь-кокетт с пением и танцами за 35 рублей со своим гардеробом». Работа в Керчи не задалась — почему-то публика не проявила должного внимания к новой труппе, но там она однажды совершала прогулку с неким «опытным трагиком» из театра Лавровской на гору Митридат. По пути на гору решили заглянуть в банк (мать Раневской тайком от отца посылала дочери денежные переводы). Вспоминает Фаина Георгиевна:

Когда мы вышли из массивных банковских дверей, то порыв ветра вырвал у меня из рук купюры — всю сумму. Я остановилась, и, следя за улетающими банкнотами, сказала:

— Денег жаль, зато как красиво они улетают!
— Да ведь Вы Раневская! — воскликнул спутник. — Только она могла так сказать!
Когда мне позже пришлось выбирать псевдоним, я решила взять фамилию чеховской героини. У нас есть с ней что-то общее, далеко не всё, совсем не всё…

Фаина Раневская в Баку. 1920-е годы.

Не окончив частную театральную школу, играла во многих театрах, начиная с провинциальных (Подмосковье (Малаховский дачный театр) (1915), Керчь, Феодосия (1915—1916), Ростов-на-Дону (1916—1917), Передвижной «Первый советский театр» (1918—1924), Бакинский рабочий театр (1925—1927 и 1929—1931), Архангельский драматический театр (1927), Смоленский драматический театр (1927—1928), Сталинградский драматический театр (1928—1929), а затем в московских, включая театр Московского отдела народного образования (1924), Камерный театр (1931—1935), центральный театр Красной Армии (1935—1939), театр драмы (ныне им. Маяковского) (1943—1949), театр им. А. С. Пушкина (1955—1963), театр им. Моссовета (1949—1955 и 1963—1984). Её учителем была Павла Леонтьевна Вульф. Пребывание Раневской в Театре им. Моссовета сопровождалось частыми конфликтами с главным режиссёром Ю. А. Завадским (что нашло отражение в многочисленных фольклорных рассказах и анекдотах), которые порождало несходство творческих методов: решение ролей, предлагаемое Раневской, было органично скорее театру брехтовского типа. Раневская театрально переосмысляла и собственную повседневную жизнь, превращая её порой в своеобразный трагикомический «спектакль»; в этой особенности кроется секрет её сугубо личной популярности, независимо от сценической известности. Весьма своеобразный стиль речи и поведения Раневской оказался зафиксирован в большом по объёму фольклоре, где не все эпизоды вполне достоверны. Многие высказывания Раневской (равно как и приписываемые ей) превратились в крылатые выражения, чему способствовали ёмкость и образность, равно как и отсутствие «внутренней цензуры», свобода суждения (напр., в виде присутствия сниженной лексики). Стилистическое чутьё позволяло Раневской выступать в жанре пародии, причем не только сценической; известен цикл пародийных писем вымышленного ею провинциала А. Кафинькина, адресованных журналистке Т. Тэсс.

Фаина Раневская в роли таперши в картине
«Александр Пархоменко».
1942 год.

Актриса любила читать Пушкина и, по её собственным воспоминаниям, «у них с Анной Андреевной Ахматовой была общая страсть — Пушкин».

Дебютировала в кино в 1934 году в фильме Михаила Ромма «Пышка». В 1939—1941 гг. — актриса киностудии «Мосфильм», в 1941—1943 гг. — актриса Ташкентской киностудии. Член Союза кинематографистов СССР.

Фаина Георгиевна мечтала сыграть у Эйзенштейна и в 1944 году была утверждена на роль Ефросиньи Старицкой в фильме «Иван Грозный», однако её не утвердили высшие органы. Роль получила Серафима Бирман. Вину Раневская перекладывала на «пятый пункт в паспорте», в то время как у Бирман в этом пункте стояло: «молдаванка»

Раневская переживала трагическую смерть Соломона Михоэлса, их связывала искренняя дружба. В своих воспоминаниях актриса описывает диалог, в котором с присущим только ей юмором она сказала Михоэлсу: «Есть люди, в которых живёт Бог, есть люди, в которых живёт дьявол, а есть люди, в которых живут только глисты. В Вас живёт Бог!». На что режиссёр ответил: «Если во мне живёт Бог, то Он в меня сослан». (запись датирована 14 января 1948 года).

Принимала участие в озвучивании мультфильмов (Фрекен Бок в «Карлсон вернулся»).

В конце жизни Фаина Георгиевна с горьким сарказмом написала: «Когда умру, похороните меня и на памятнике напишите — умерла от отвращения».

Images.png Внешние изображения
Image-silk.png Фаина Раневская с Мальчиком.
Image-silk.png Фигура собаки на памятнике Фаины Раневской.
Image-silk.png Памятник на могиле Фаины Раневской.

Фаина Раневская скончалась 19 июля 1984 года на 88-м году жизни, а (по другим источникам — 20 июля).

Единственным существом, скрасившим её одиночество, был пёс по имени Мальчик — подобранная на улице дворняжка. Похоронена актриса на Новом Донском кладбище в Москве вместе с сестрой Изабеллой, участок № 4. На могиле круглый год можно видеть живые цветы, приносимые почитателями её таланта. На памятнике установлена маленькая фигура её любимого и верного пса Мальчика.

Семья

  • Отец — Гирш Хаимович Фельдман (1863—?), купец 1-й гильдии, владелец фабрики сухих красок, нескольких домов, магазина, мельницы Симановича на Александровской улице и парохода «Святой Николай», впоследствии крупный мануфактурщик, староста Таганрогской хоральной синагоги в Тургеневском переулке, 46 (1912—1917), почётный член Ведомства учреждений Императрицы Марии.
  • Мать — Милка Рафаиловна Заговайлова (1872 — после 1957).
    • Братья — Яков, Рудольф и Лазарь (1897—1900);
    • Сестра — Изабелла (Белла) Фельдман (в замужестве Аплеен, ?—1964).

Фильмография

Плакат фильма
Кадр из фильма «Драма», 1960 г.
Плакат фильма
  1. 1934 — Пышка — госпожа Луазо
  2. 1937 — Дума про казака Голоту — попадья
  3. 1939 — Ошибка инженера Кочина — Ида Гуревич, жена портного
  4. 1939 — Подкидыш — Ляля
  5. 1939 — Человек в футляре — жена инспектора гимназии
  6. 1940 — Любимая девушка — Маня, тётка Добрякова, сотрудница роддома
  7. 1941 — Мечта — Роза Скороход
  8. 1941 — Как поссорился Иван Иванович с Иваном Никифоровичем — Горпина
  9. 1942 — Александр Пархоменко — тапёрша
  10. 1943 — Новые похождения Швейка («Солдатская сказка») — тётушка Адель
  11. 1943 — Родные берега (новелла «Три гвардейца») — Софья Ивановна, директор музея
  12. 1944 — Свадьба — Настасья Тимофеевна, мать невесты
  13. 1945 — Небесный тихоход — профессор медицины
  14. 1945 — Слон и верёвочка — бабушка
  15. 1947 — Весна — Маргарита Львовна, экономка
  16. 1947 — Золушка — мачеха
  17. 1947 — Рядовой Александр Матросов — военврач
  18. 1949 — Встреча на Эльбе — миссис Мак-Дермот
  19. 1949 — У них есть Родина — фрау Вурст
  20. 1958 — Девушка с гитарой — Зоя Павловна Свиристинская
  21. 1960 — Осторожно, бабушка! — бабушка
  22. 1960 — Драма (короткометражный) — Мурашкина
  23. 1963 — Так и будет (телеспектакль)
  24. 1964 — Лёгкая жизнь — Маргарита Ивановна, «королева Марго», спекулянтка
  25. 1965 — Первый посетитель — старая дама
  26. 1966 — Сегодня — новый аттракцион — Ада Константиновна Бранд, директор цирка
  27. 1978 — Дальше — тишина… (фильм-спектакль) — Люси Купер
  28. 1980 — Комедия давно минувших дней — использованы архивные кадры

Киножурнал «Фитиль»

  1. 1964 — Фитиль № 25. Сюжет «Карты не врут» — гадалка
  2. 1964 — Фитиль № 33. Сюжет «Не поеду» — гражданка Пискунова

Озвучивание мультфильмов

  1. 1943 — Сказка о царе Салтане — сватья баба Бабариха
  2. 1970 — Карлсон вернулся — фрёкен Бок

Роли в театре

«Летний театр», Малаховка

  • 1915 — «Тот, кто получает пощёчину» Л. Андреева, постановка Иллариона Певцова — роль без слов

«Первый советский театр» в Крыму (1920—1924)

  • «Вишнёвый сад» А. Чехова — Шарлотта Ивановна, гувернантка
  • «Три сестры» А. Чехова — Ольга, Наташа
  • «Чайка» А. Чехова — Маша
  • «Дядя Ваня» А. Чехова — Войницкая
  • «Иванов» А. Чехова — Зюзюшка
  • «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • «Волки и овцы» А. Островского — Анфиса Тихоновна
  • «Без вины виноватые» А. Островского — Галчиха
  • «На всякого мудреца довольно простоты» А. Островского — Манефа
  • «Гроза» А. Островского — Сумасшедшая барыня
  • «На дне» М. Горького — Настя
  • «Ревизор» Н. Гоголя — Пошлёпкина, унтер-офицерская вдова
  • «Женитьба» Н. Гоголя — Сваха
  • «Роман» Э. Шелтон — Кавалини

Смоленск, Архангельск, Сталинград, Баку (1925—1937)

  • «Коварство и любовь» (Ф. Шиллер) — Леди Мильфорд
  • «Бесприданница» (А. Н. Островский) — тётка Карандышева
  • «Дворянское гнездо» (И. С. Тургенев) — Лаврецкая
  • «Живой труп» (Л. Н. Толстой) — Маша
  • «Свадьба» (А. П. Чехов) — Змеюкина
  • «Юбилей» (А. П. Чехов) — Мерчуткина
  • «Гамлет» (В. Шекспир) — Королева
  • «Ярость» (Е. Г. Яновский) — Председатель колхоза
  • «Чудак» (А. Н. Афиногенов) — Трощина
  • «Любовь Яровая» (К. А. Тренёв) — Дунька
  • «Чудеса в решете» (А. Н. Толстой) — Марго

Камерный театр

  • 1931 — «Патетическая соната» Н. Кулиша; постановка Александра Таирова — Зинка, проститутка

Центральный театр Красной Армии (1935—1939)

  • 1935 — «Чужой ребёнок» В. Шкваркина — мать
  • 1935 — «Гибель эскадры» А. Корнейчука — Оксана
  • 1935 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1936 — «Васса Железнова» М. Горького; реж. Елизавета Телешева — Васса
  • 1936 — «Слава» В. Гусева — мать
  • «Беззащитное существо» А. Чехова — Щукина

Театра драмы (1943—1949)

  • 1943 — «Молодая гвардия» A. Фадеева; реж. Николай Охлопков — бабушка Олега Кошевого
  • 1945 — «Лисички» Л. Хелман — Берди
  • 1946 — «Капитан Костров» А. Файко — свояченица
  • 1949 — «Закон чести» А. Штейна; реж. Н. Охлопков — жена Лосева

Театр имени Моссовета (1949—1955, 1963—1984)

  • 1949 — «Модная лавка» И. Крылова — Сумбурова
  • 1950 — «Рассвет над Москвой» A. Сурова — Агриппина Солнцева
  • 1951 — «Шторм» В. Билль-Белоцерковского — Манька-спекулянтка
  • 1953 — «Рассказы о Турции» (Н. Хикмета) — старуха Фатьма Нурхан
  • 1954 — «Сомов и другие» (А. М. Горького) — Анна Сомова
  • 1964 — «Дядюшкин сон» Ф. Достоевского — Марья Александровна
  • 1966 — «Странная миссис Сэвидж» Дж. Патрика — миссис Этель Сэвидж
  • 1969 — «Дальше — тишина» Вина Дельмара; постановка Анатолия Эфроса — Люси Купер
  • 1973 — «Последняя жертва» А. Островского — Глафира Фирсовна
  • 1980 — «Правда — хорошо, а счастье лучше» А. Островского; постановка Сергея Юрского — Филицата

Московский драматический театр имени А. С. Пушкина (1955—1963)

  • 1956 — «Игрок» Ф. Достоевского — Антонида Васильевна
  • 1958 — «Деревья умирают стоя» А. Касона — бабушка
  • 1960 — «Мракобесы» А. Н. Толстой — Прасковья Алексеевна

Награды

  • 1937 — Заслуженная артистка РСФСР
  • 1946 — Медаль «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
  • 1947 — Орден «Знак Почёта»
  • 1947 — Народная артистка РСФСР
  • 1948 — Медаль «В память 800-летия Москвы»
  • 1949 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли жены Лосева в спектакле «Закон чести» Александра Штейна
  • 1950, 1967 — Орден Трудового Красного Знамени
  • 1951 — Сталинская премия второй степени за исполнение роли Агриппины Солнцевой в спектакле «Рассвет над Москвой» Анатолия Сурова
  • 1951 — Сталинская премия третьей степени за исполнение роли фрау Вурст в фильме «У них есть Родина»
  • 1961 — Народная артистка СССР
  • 1976 — Орден Ленина
  • В честь Ф. Г. Раневской назван астероид (6821) Ranevskaya, открытый астрономом Людмилой Карачкиной в Крымской Астрофизической Обсерватории 29 сентября 1986 г.

Интересные факты

Ляля: «Муля, не нервируй меня!». Фильм «Подкидыш», 1939 год.
  • Авторство крылатой фразы из фильма «Подкидыш» «Муля, не нервируй меня!» оспаривает каждая из причастных к ней женщин. В эфире «Кинопанорамы» 1964-го года Фаина Раневская рассказала историю о том, как сама лично придумала эту фразу, а после эфира программы поссорилась с автором сценария фильма Агнией Барто, которая приписывала авторство фразы себе. Также на авторство фразы претендует и Рина Зелёная, будучи соавтором сценария фильма
  • Фраза «Муля, не нервируй меня!» всю оставшуюся жизнь преследовала Раневскую. Так кричали мальчишки при виде её на улицах, эту фразу первой вспоминали при знакомстве с ней. Даже Леонид Брежнев на вручении ей в 1976 году (в связи с 80-летием) ордена Ленина вместо приветствия сказал: «А вот идёт наш Муля, не нервируй меня!». Раневская ответила: «Леонид Ильич, так ко мне обращаются или мальчишки, или хулиганы!». Генсек смутился и добавил: «Простите, но я Вас очень люблю».
  • Фаина всегда была самокритичной, ей принадлежит известное высказывание: «Талант — это неуверенность в себе и мучительное недовольство собой и своими недостатками, чего я никогда не встречала у посредственности». Худсоветы и комиссии, в присутствии которых приходилось играть, в то время были обычным делом, когда вместо любящей артиста аудитории на него смотрели «вершители судеб». Часто после таких выступлений артист находился «в зажиме», но никак не Раневская: «Играю скверно, смотрит комитет по Сталинским премиям. Отвратительное ощущение экзамена».
  • Раневская очень боялась, что ей могут предложить сотрудничать с КГБ — в то время это было распространено. Один её знакомый посоветовал в случае, если такое предложение поступит, сказать, что она кричит во сне. Тогда она не подойдёт для сотрудничества и предложение будет снято. Однажды, когда Фаина Георгиевна работала в Театре имени Моссовета, к ней обратился парторг театра с предложением вступить в партию. «Ой, что вы, голубчик! Я не могу: я кричу во сне!» — воскликнула Раневская. Слукавила она или действительно перепутала эти департаменты, можно только догадываться..
  • В мультфильме "Карлсон вернулся", в котором Раневская озвучивала фрекен Бок, есть две аллюзии на фильм "Весна", в котором Раневская играла экономку главной героини. Первая - эпизод перед зеркалом: "Я сошла с ума, какая досада..." (в фильме "Весна" - сцена на лестнице: "Ничего особенного, я сошла с ума."). Вторая - последний эпизод, после того, как Карлсон улетел: "Милый, милый..." (в фильме "Весна" - в прихожей, глядя на портрет возлюбленного: "Милый, милый...").

Память

Марка 2001 года
Памятник в Таганроге
  • В Тюмени открыта «Чайная у Раневской» с полным антуражем и множеством её цитат повсюду. Названия блюд взяты исключительно из фильмов с участием Фаины Георгиевны.
  • В репертуаре новосибирской культовой рок-группы «Коридор» есть песня посвященная Фаине Георгиевне — «Как она играла».
  • 27 августа 2011 года в честь 115-летия со дня рождения Фаины Раневской поисковик Google обнародовал специальный логотип с изображением актрисы
  • Редакционным советом английской энциклопедии «Кто есть кто» в 1992 году включена в десятку самых выдающихся актрис XX века.

Таганрог

  • 1986, 29 августа — Мемориальная доска на доме, где родилась Фаина Георгиевна Раневская (г. Таганрог, ул. Фрунзе 10)
  • 2008, май — Первый международный театральный фестиваль им. Фаины Раневской «Великая провинция»
  • 2008, 16 мая — Рядом с домом, в котором родилась Фаина Георгиевна открыт первый в России памятник Раневской (автор — Давид Бегалов)
  • 2009 — Неподалёку от дома отца Раневской, открылась кофейня «Фрекен Бок» со знаменитыми плюшками в меню. Кофейня оформлена большим количеством фотографий Раневской
  • Именем Фаины Раневской названа одна из улиц в Таганроге.
  • В доме, в котором родилась Фаина Раневская, городские власти планируют открыть музей Фаины Раневской.

Документалистика

  • 1990 — Документальный двухсерийный фильм киностудии «Экран» «Вспоминая Раневскую» (реж. Олег Дорман и Алексей Габрилович)
  • 2004 — Документальная программа Виталия Вульфа «Мой серебряный шар. Фаина Раневская» (реж. Светлана Кокотунова)
  • 2008 — Документальная программа «Великая и ужасная Фаина Раневская» из цикла «Моя правда», канал 100ТВ (г. Санкт-Петербург)
  • 2015 — Документальный фильм «Короли эпизода. Фаина Раневская» (реж. Дмитрий Горин), канал ТВЦ.

Киновоплощения

  • 2005 — «Звезда эпохи» (реж. Юрий Кара). В роли Раневской — Татьяна Васильева.
  • 2012 — «Анна Герман. Тайна белого ангела» (реж. Вальдемар Кшистек, Александр Тименко). В роли Раневской — Елена Бондарева-Репина.
  • 2015 — «Орлова и Александров» (реж. Виталий Москаленко). В роли Раневской — Юлия Рутберг.

Мнения окружающих

— Юмор у нее был, я бы сказал, суровый. Она знала тайну смешного. Она шутила серьезно.

Лев Лосев