Афоризмы от Джером Сэлинджер

Сэлинджер, Джером Дэвид

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Джером Дэвид Сэлинджер
Jerome David Salinger
Джером Дэвид Сэлинджер.jpg
Дата рождения:

1 января 1919({{padleft:1919|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:1|2|0}})

Место рождения:

Манхэттен, Нью-Йорк, США

Дата смерти:

27 января 2010({{padleft:2010|4|0}}-{{padleft:1|2|0}}-{{padleft:27|2|0}}) (91 год)

Место смерти:

Корниш, Нью-Гэмпшир, США

Гражданство (подданство):

Flag of the United States.svg США

Род деятельности:

Прозаик

Годы творчества:

1940—1965

Подпись:

Подпись

Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Джеро́м Дэ́вид «Джей Ди» Сэ́линджер (англ. Jerome David "J. D." Salinger [ˈsælɪndʒər]; 1 января 1919(19190101), Нью-Йорк — 27 января 2010, Корниш, Нью-Гэмпшир) — американский писатель, большинство произведений которого увидели свет в журнале The New Yorker во 2-й половине 1940-х и в 1950-е годы.

Сэлинджер вырос на Манхэттене, начал писать рассказы в средней школе. Первые сочинения были опубликованы ещё до начала Второй мировой войны. Когда началась война Сэлинджер добровольцем пошёл на фронт. По состоянию здоровья его не брали, но он начал писать во все инстанции и добился своего. Уже будучи на фронте он написал в своём дневнике: «Я чувствую, что я нахожусь в нужное время в нужном месте, потому что здесь идёт война за будущее всего человечества».

Во второй половине 1940-х гг. за Сэлинджером закрепилась репутация одного из самых искусных и многообещающих мастеров американской новеллистики. Многие из послевоенных рассказов отразили травматический опыт боевых действий.

В 1951 году Сэлинджер издаёт роман воспитания «Над пропастью во ржи», который имел оглушительный успех и снискал любовь читателей во всём мире. Не одно поколение молодёжи сочувственно следило за потерей детских иллюзий взрослеющим героем книги, Холденом Колфилдом. До сих пор ежегодно реализуется порядка 250 000 экземпляров этой книги.

После 1965 года Сэлинджер перестал публиковаться и вёл затворнический образ жизни. Своё последнее интервью он дал в 1980 году. Советским читателям творчество Сэлинджера открыла переводчик Рита Райт-Ковалёва.

Биография

Родился 1 января 1919 года в Нью-Йорке. Его отец — Соломон Сэлинджер (1887—1974), еврей литовского происхождения, зажиточный оптовый торговец копчёностями и сырами (его родители происходили из Ковенской губернии — отец, врач Саймон Сэлинджер (1860—1960), из Тауроги, мать — Фанни Копланд (1865—1929) — из Баронишек). Мать Джерома, Мириам Сэлинджер (до свадьбы носившая имя Мэри Джиллик) — шотландско-ирландского происхождения, принявшая иудаизм. Дорис, единственная сестра Джерома, была старше его на восемь лет и два месяца.

Отец стремился дать сыну хорошее образование. В 1936 году Джером закончил военное училище в г. Вэлли-Фордж, штат Пенсильвания. Здесь состоялся его литературный дебют: Джером написал три строфы для школьного гимна, который, кстати, исполняется и по сей день. Летом, в 1937 году Джером слушает лекции в Нью-Йоркском университете, в 1937—1938 едет в Австрию и Польшу (здесь в Быдгоще он по указанию отца изучает производство колбас). Вернувшись на родину, в 1938 году посещает лекции в Урсинус-колледже (Пенсильвания). В 1939 году поступает в Колумбийский университет, где слушает курс лекций о коротком рассказе, который читал редактор журнала «Стори» У. Бернетт. Ни одно из высших учебных заведений Джером так и не закончил, не проявив ни особых успехов, ни карьерных устремлений, чем вызвал недовольство отца, с которым он в конце концов рассорился навсегда.

В 1942 году был призван в армию, закончил офицерско-сержантскую школу войск связи, в 1943 году в чине сержанта был переведён в контрразведку и направлен в г. Нашвилл (Теннесси). 6 июня 1944 года сержант Сэлинджер в составе отдела контрразведки 12-го пехотного полка 4-й пехотной дивизии участвовал в высадке десанта в Нормандии. Работал с военнопленными, принимал участие в освобождении нескольких концлагерей.

Писательская карьера Сэлинджера началась с публикации коротких рассказов в нью-йоркских журналах. Его первый рассказ «Молодые люди» (The Young Folks) был опубликован в 1940 году в журнале «Story», основанном Уитом Бернеттом. Первую серьёзную известность Сэлинджеру принёс короткий рассказ «Хорошо ловится рыбка-бананка» (A Perfect Day for Bananafish, 1948) — история одного дня из жизни молодого человека Симора Гласса и его жены. В конце 1940-х стал изучать дзэн-буддизм.

Спустя одиннадцать лет после первой публикации, 16 июля 1951 года, выходит из печати единственный роман Сэлинджера «Над пропастью во ржи» (The Catcher in the Rye, 1951), над которым писатель работал с 1941 года. Роман встретил дружное одобрение критики и до сих пор сохраняет популярность среди старшеклассников и студентов, находящих во взглядах и поведении героя, Холдена Колфилда, близкий отзвук собственным настроениям. Книга была запрещена в нескольких странах и некоторых штатах США за депрессивность и употребление бранной лексики, но сейчас во многих американских школах входит в списки рекомендованной для чтения литературы. К 1961 году роман был переведён уже в двенадцати странах, включая СССР, где его напечатали в переводе Риты Райт-Ковалёвой в журнале «Иностранная литература» (№ 11 за 1960 год).

Ко времени выхода романа в различных периодических изданиях уже были опубликованы двадцать шесть произведений Сэлинджера, в том числе семь из девяти новелл, составивших в 1953 году отдельную книгу «Девять рассказов».

В 1960-е годы выходят новеллы «Фрэнни и Зуи» (Franny and Zooey) и повесть «Выше стропила, плотники» (Raise High the Roof Beam, Carpenters). Героев этих произведений — членов высокоинтеллектуальной, утончённой семьи Глассов — Сэлинджер делает проводниками своих идей — синтеза дзэн-буддизма, умеренного мистицизма, нигилизма битников и толстовства.

Последние годы

После того как роман «Над пропастью во ржи» завоевал популярность, Сэлинджер начал вести жизнь затворника, отказываясь давать интервью. После 1965 года прекратил печататься, сочиняя только для себя. Наложил запрет на переиздание ранних сочинений (до рассказа «Хорошо ловится рыбка-бананка») и пресёк несколько попыток издать его письма. В последние годы жизни он практически никак не общался с внешним миром, живя за высокой оградой в особняке в городке Корниш, штат Нью-Гэмпшир, и занимаясь разнообразными духовными практиками (буддизм, индуизм, йога, макробиотика, дианетика), а также нетрадиционной медициной, глоссолалией, гомеопатией, акупунктурой и Христианской наукой.

Сэлинджер умер естественной смертью в своём доме в Нью-Гэмпшире 27 января 2010 года в возрасте 91 года. Информацию о смерти предоставил сын писателя, информация также была подтверждена его литературным агентом.

Творчество

Главные герои большинства произведений Сэлинджера — дети и подростки до 17 лет. Однако его нельзя назвать «детским» писателем. В своих произведениях (в первую очередь в романе «Над пропастью во ржи») Сэлинджер поднимает тему противостояния героя-подростка с его идеалами и максимализмом жестокости и подлости окружающего его «взрослого» мира. По словам филолога Андрея Аствацатурова, Сэлинджер интуитивно с помощью литературных средств создал образ того, что в 1980-х и 1990-х годах французские философы Жан-Люк Нанси и Ф. Лаку-Лабарт назовут дезистирующим (отрекающимся) субъектом. Герои его произведений заключают в себе существование, не находящее в себе четких границ и определений, будто отрекающееся от самого себя.

В рассказах и повестях, посвящённых семейству Глассов («Хорошо ловится рыбка-бананка», «Фрэнни и Зуи», «Выше стропила, плотники», «Симор: Введение» и др.) тема бескомпромиссного противостояния талантливой личности и мира развивается и углубляется. Братья и сёстры Гласс, даже повзрослев, сохраняют верность своим идеалам. В этом их психологически поддерживают собственные дети (рассказ «В лодке»), общий дух семьи Гласс («Выше стропила, плотники»), а также разнообразные духовные практики, в первую очередь дзэн-буддизм («Фрэнни и Зуи»). Тем не менее, борьба личности с мещанским окружением порой заканчивается трагически (Симор).

Тема мистицизма, буддизма и общего ухода от мира с целью сохранить свою духовную сущность явно просматривается уже в «Девяти рассказах» и усиливается в поздних произведениях Сэлинджера.

Произведения

  • 1940 — Подростки (The Young Folks)
  • 1940 — Повидайся с Эдди (Go See Eddie)
  • 1941 — Виноват, исправлюсь (The Hang of It)
  • 1941 — Душа несчастливой истории (The Heart of a Broken Story)
  • 1942 — Затянувшийся дебют Лоис Тэггетт (The Long Debut of Lois Taggett)
  • 1942 — Неофициальный рапорт об одном пехотинце (Personal Notes of an Infantryman)
  • 1943 — Братья Вариони (The Varioni Brothers)
  • 1943 — Опрокинутый лес (The Inverted Forest)
  • 1944 — По обоюдному согласию (Both Parties Concerned)
  • 1944 — Мягкосердечный сержант (Soft Boiled Sergeant)
  • 1944 — Последний день последнего увольнения (Last Day of the Last Furlough)
  • 1944 — Раз в неделю — тебя не убудет (Once a Week Won’t Kill You)
  • 1945 — Элейн (Elaine)
  • 1945 — Я сумасшедший (I’m Crazy)
  • 1945 — Солдат во Франции (A Boy in France)
  • 1945 — Сельди в бочке (This Sandwich Has No Mayonnaise)
  • 1945 — Посторонний (The Stranger)
  • 1946 — Легкий бунт на Мэдисон-авеню (Slight Rebellion off Madison)
  • 1947 — Девчонка без попки в проклятом сорок первом (A Young Girl in 1941 with No Waist at All)
  • 1948 — Знакомая девчонка (A Girl I Knew)
  • 1948 — Грустный мотив (Blue melody)
  • 1948 — Хорошо ловится рыбка-бананка (A Perfect Day for Bananafish)
  • 1948 — Лапа-растяпа (Uncle Wiggily in Connecticut)
  • 1948 — Перед самой войной с эскимосами (Just Before the War with the Eskimos)
  • 1949 — Человек, который смеялся (The Laughing Man)
  • 1949 — В лодке (Down at the Dinghy)
  • 1950 — Дорогой Эсме — с любовью и всякой мерзостью (For Esmé — with Love and Squalor)
  • 1951 — И эти губы, и глаза зелёные… (Pretty Mouth and Green My Eyes)
  • 1951 — Над пропастью во ржи
  • 1952 — Голубой период де Домье-Смита (De Daumier-Smith’s Blue Period)
  • 1953 — Тедди
  • 1955 — Выше стропила, плотники
  • 1959 — Симор: Введение
  • 1961 — Фрэнни и Зуи
  • 1965 — 16-й день Хэпворта 1924 года (Hapworth 16, 1924)

Неопубликованные

  • 1944 — Детский эшелон («The Children`s Echelon»).
  • 1944 — Два одиноких человека («Two Lonely Men»).
  • 1946 — Именинник («Birthday Boy»).
  • 1947 — Океан, полный шаров для боулинга («The Ocean Full of Bowling Balls»).

Мнения окружающих

— Величайший из всех умов, оставшихся в приготовительной школе.

Норман Мейлер