Афоризмы от Александр Сумароков

Сумароков, Александр Петрович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Александр Петрович Сумароков
Sumarokov Aleksandr Petrovich.jpg
Александр Петрович Сумароков. 1777 год. Худ. Ф.С. Рокотов
Дата рождения:

14 (25) ноября 1717({{padleft:1717|4|0}}-{{padleft:11|2|0}}-{{padleft:25|2|0}})

Место рождения:

Москва, Русское царство

Дата смерти:

1 (12) октября 1777({{padleft:1777|4|0}}-{{padleft:10|2|0}}-{{padleft:12|2|0}}) (59 лет)

Место смерти:

Москва, Российская империя

Гражданство (подданство):

Россия

Род деятельности:

драматург и поэт

Язык произведений:

русский

Награды:
Орден Святой Анны I степени
Произведения на сайте Lib.ru
Логотип Викитеки Произведения в Викитеке
Commons-logo.svg Файлы на Викискладе

Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717—1777) — один из крупнейших представителей русской литературы XVIII века, создатель репертуара первого русского театра. Тесть Я. Б. Княжнина, дядя П. И. Сумарокова.

Биография

Из столбового дворянства. Родился 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме № 6 по Вознесенскому переулку в семье прапорщика Петра Сумарокова. Первоначально обучение проходил дома.

Продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни — по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу. Сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.

Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.

Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755—1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762—1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год — ряд сборников его стихотворений.

Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.

Творчество

Портрет кисти Антона Лосенко

Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII — нач. XVIII вв.

Литературная деятельность Сумарокова отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.

Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров — басни, комедии, сатиры, эпиграммы.

Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача — «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное тщеславие («не в титле, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем — людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).

Сумароков — один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова. Им были созданы 9 трагедий и 12 комедий, а также около 400 басен.

Семья

Был трижды женат и имел четырёх детей.

  1. жена с 1746 года Иоганна Христина Балк (1723—1769), камер-юнгфера императрицы Екатерины II.
    • Екатерина Александровна (1746—1797), одна из первых русских писательниц. Печатала свои стихотворения в издававшемся ее отцом журнале «Трудолюбивая пчела». Около 1768 года вышла замуж за поэта и драматурга Я. Б. Княжнина. Их сыновья Александр и Борис Княжнины.
    • Прасковья Александровна (1754—1800), с 1779 года замужем за графом Антоном Петровичем Головиным (1742—1802).
  2. жена с 1770 года Вера Прохоровна NN (1743—1777), крепостная крестьянка.
    • Павел Александрович (1771— ?)
    • Наталья Александровна
  3. жена с 1777 года Екатерина Прокофьевна (1750— ?), крепостная крестьянка.